Контрафакт и фальсификат достигает 30% на электротехническом и строительном рынке

октябрь 2021 года
С 1 июля 2021 года у Росстандарта изъяли функции контроля за качеством строительных материалов и электротехнической продукции, что вызывает угрозу ещё большего наводнения строительного и электротехнического рынков фальсификатом и контрафактом.



В Новосибирске в октябре прошли общественные слушания по противодействию недобросовестной конкуренции на рынке строительных материалов.
С 1 июля 2021 года у Росстандарта изъяли функции контроля за качеством строительных материалов и электротехнической продукции, что вызывает объяснимые опасения. Над Россией нависла угроза ещё большего наводнения строительного и электротехнического рынков фальсификатом и контрафактом, что нанесет колоссальный ущерб российской экономике и поставит под угрозу здоровье и жизни граждан.
Накаленная обстановка вокруг вступившего в силу Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , и прекращения контроля со стороны Росстандарта за выпуском в обращение отдельных строительных материалов и электротехнической продукции объясняется тем, что проблема фальсификата становится все более актуальной на фоне общего роста цен на стройматериалы и на кабельной-проводниковую продукцию из-за вступивших в силу изменений №1 в ГОСТ 31996-2012, в частности.

Вопрос качества поступающей в обращение продукции стоит очень остро. Начальник управления метрологии, госконтроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
"Отсутствие контроля со стороны государства на этапе обращения продукции стимулирует производителей выпускать продукт без соблюдения требований ГОСТа, снова мы наблюдаем рост доли опасной продукции, и это создает препятствия для работы местных производителей. Строители и подрядчики стараются сэкономить — и расцветает теневой рынок. Проблемы есть по всем видам строительной продукции. Мы сталкиваемся с применением б/у труб, много фальсификата по технической продукции, кабелю. Есть серьезные проблем с качеством сертификатов, которые выдаются на продукцию. При осуществлении лабораторного контроля мы столкнулись с тем, что они тоже фальсифицируются. Все это влияет на качество строительства, за которое застройщики отвечают своими деньгами, компенсационными фондами и репутаций. Для отрасли сегодня это очень болезненный вопрос".

Если взять сегмент кабельно-проводниковой продукции, то можно проследить положительную тенденцию, которая складывалась на рынке на протяжении с 2015 по 2020 год: в результате планомерной борьбы с фальсификатом и контрафактом доля обращения некачественной продукции сократилась с 20% до 13%. Введение моратория на проверки и ограничения полномочий Росстандарта в этом сегменте запустили обратный процесс: на сегодняшний день объем контрафакта и фальсификата уже достигает 30%.

И. о. руководителя Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Юлия Юрченко подтвердила, что при проверке строящихся за бюджетный счет объектов выяснилось, что качество поставляемой поставщиками продукции не проверяет никто. Проверяется документация, соответствие закупленной продукции проектной документации, наличие сертификатов, но не качество.
"Наша практика осуществления надзора свидетельствует, что в 90 % случаев продукция, которая признана не соответствующей техническим регламентам, сопровождалась сертификатами. На мой вопрос о том, кто проверяет качество стройматериалов в Минстрое и инспекции Госстройнадзора пояснили, что у них таких полномочий нет. У нас их теперь тоже нет".

Не смотря на то, что Росстандарт утратил функцию контроля за качеством электротехнической продукции, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» продолжает действовать, по которому производители и поставщики несут ответственность за выпускаемую в обращение продукцию.
Важно понимать, что фальсификат и контрафакт это не только прямая угроза жизни людей, но и подрыв экономики государства. Только по примерным подсчетам доля теневого рынка составляет около 22 % ВВП. Существует ошибочное убеждение, что в случае введения жесткого государственного контроля за безопасностью строительных материалов и электротехнической продукции при их выходе на рынок, то цена существенно возрастет. На самом деле ситуация обратная: удаление с рынка недобросовестных производителей, выпускающих фальсифицированную продукцию, позволит повысить загрузку добросовестных заводов. При увеличении производства и производственных мощностей себестоимость продукции будет снижаться, и соответственно цена на конечные изделия будет падать. В конечном итоге мы получим идеальные условия для качественной конкуренции и развития рынка: производители будут бороться за потребителя, выпуская высококлассную продукцию по приемлемым ценам. Производства будут масштабироваться и модернизироваться, а технологии производства и сама продукция совершенствоваться. Помимо этого честный и открытый рынок восполнит дыру в бюджете, образовавшуюся вследствие незаконной деятельности теневых производств. В совокупности все эти факторы положительно скажутся на развитии целого ряда отраслей и благополучии всей страны в целом.

Участники встречи предупредили о последствиях, к которым может привести использование некачественных и контрафактных строительных материалов: обрушение зданий и сооружений, построенных из некачественных материалов, выделение токсичных веществ, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Перегибы в регулярной деятельности уже обходятся стране колоссальными издержками, общий ущерб в денежном выражении начитывается сотнями миллиардов рублей.
Необходимость усиления государственного надзора за обращением на строительном и электротехническом рынках очевидна. Эту позиция разделяют, как отраслевые объединения, так и государственные органы. По итогам общественных слушаний будет направлено обращение в Правительство РФ с предложением устранить неопределенности полномочий в надзоре.